На противоположной стороне проспекта, за зданием Строительного колледжа возвышается и искрится куполами архитектурная «жемчужина» и один из красивейших храмов Белгорода – Смоленский собор.
Для Белгородского региона это редкий тип двухэтажного храма, построенного в стиле московского барокко. Самые характерные черты московского барокко – обрамления оконных и дверных проемов, яркие, контрастные колеры: синий, лазурно-голубой с белым, желтый с белым и другие, при одновременном введении позолоты и белой жести для кровельных покрытий.
Уникальность собора в том, что в одном здании существует два престола: главный Смоленский и верхний в честь Петра и Павла – Петропавловский.
История Смоленского собора восходит к началу XVIII века. Согласно преданию, в полночь с 1 на 2 октября 1703 года находившийся на посту часовой Белгородского полка Мефодий Иванов увидел необыкновенное зрелище: на городских воротах от образа Смоленской Пресвятой Богородицы блеснул свет, а от него сама собой зажглась чудесным образом появившаяся восковая свеча. Трижды часовой тушил свечу, но она загоралась снова и снова. В том же 1703 году на месте чудесного явления была воздвигнута часовня. Уже тогда люди заметили, что многие больные и увечные, приложившись к образу, получали исцеление. Поток богомольцев к чудодейственному образу увеличивался с каждым днем. В 1705 году рядом с существовавшей часовней была воздвигнута деревянная Смоленская церковь. Однако она простояла недолго – сгорела во время часто случавшихся в городе пожаров. А в 1737 году была заложена двухэтажная каменная церковь с нижним престолом Смоленской иконы Пресвятой Богородицы и верхним во имя святых апостолов Петра и Павла.
К сожалению, о первых священниках и настоятелях Смоленской церкви ничего неизвестно.
15 апреля 1760 года храм из обычной приходской церкви был возведен в ранг собора. Первым настоятелем Смоленского собора стал протоиерей Феодор Жебокритский. В истории храма он остался в первую очередь благодаря тому, что его стараниями был изготовлен оклад из золота и серебра для чудотворной иконы Смоленской Божией Матери.
На протяжении почти двух столетий церковными старостами Смоленского собора были уважаемые и авторитетные белгородцы, много делавшие для его процветания, вносившие крупные пожертвования на ремонт и благолепие храма. Среди них – Н. П. Страхов (отец известного русского литератора, мыслителя и философа Н. Н. Страхова), протоиерей П. П. Братчиков, Ф. А. Молчанов, несколько поколений Муромцевых и Мачуриных.
Говоря о Смоленском соборе, нельзя не вспомнить еще об одном уроженце земли белгородской – великом русском актере Михаиле Семеновиче Щепкине. В своих известных «Записках актера Щепкина», созданных по настоятельной просьбе А. С. Пушкина, Михаил Семенович вспоминает годы учебы в Белгороде и сообщает, что преподавателем Закона Божия и церковной истории у него «был протоиерей из прихода Смоленской Божие Матери отец З». По этой фразе можно предположить, что и сам он мог быть прихожанином Смоленского собора, а возможно, и проживал где-то поблизости от него. Думается, именно поэтому памятник великому русскому актеру, который находится сейчас у Белгородского академического драматического театра, открытый к 200-летию со дня рождения М. С. Щепкина, первоначально был установлен именно у Смоленского собора.
В советское время собор закрыли. В начале 1930-х годов в нем недолгое время на втором этаже размещался краеведческий музей, а на первом – склады стрелкового полка, потом Белгородский райпотребсоюз, который накануне войны свалил в храме 20 вагонов соли, чем нанес стенам большой вред. По воспоминаниям старожилов, при фашистской оккупации собор был открыт и некоторое время действовал. Во время освобождения Белгорода в августе 1943 года гитлеровцы превратили храм в сильно укрепленную огневую точку и вели с крыши и колокольни шквальный огонь. При штурме города нашими войсками собор был поврежден.
После войны, в марте 1946 года, второй этаж собора был передан под склад зерна.
Во второй половине XX века неоднократно предпринимались попытки, с одной стороны восстановить Смоленский собор, с другой – уничтожить его. За восстановление бывшего храма боролась общественность, за его снос – городские власти. Так, здание собора пытались передать краеведческому музею в 1955 году, затем пытались реконструировать под Дом молодежи, но срок реконструкции так и не был определен еще долгие годы. В 1958 году городские власти предприняли попытку уничтожить старинный храм, и только чудом удалось общественности Белгорода предотвратить акт вандализма.
16 марта 1973 года комиссия по охране памятников истории и культуры РСФСР совместно с управлением культуры Белгородского облисполкома вновь обследовала техническое состояние Смоленского собора и пришла к следующему выводу:
Учитывая историко-культурную ценность памятника, его хорошее общее техническое состояние, считаем необходимым использование его для культурных нужд города, разместив в нем выставочный зал, художественную и музыкальную студию, филармонию… Но городские власти не оставили свою сумасбродную идею и вскоре после отъезда московских членов комиссии предприняли вторую попытку уничтожить памятник старины.
Только во второй половине 1980-х годов начались работы по восстановлению собора. И неизвестно, как сложилась бы судьбы этого удивительного памятника архитектуры, если бы его своевременно не передали епархии. В 1994 году была освящена нижняя церковь собора, а в 1996 году – верхняя, расписанная сценами из Нового завета, ликами пророков и вновь причисленных святых. На колокольню храма в апреле 1995 года подняты колокола – уникальные работы современных русских мастеров. При соборе действует Воскресная школа для детей и взрослых, работают курсы псаломщиков.
В 2006 году Банком России в серии «Древние города России» была выпущена монета достоинством 10 рублей, на которой изображен древний Смоленский собор, ставший одним из символов города Белгорода.