Белгород архитектурный
Прогулка по городу и секретным местам, о которых редко пишут в путеводителях
Дорогие путешественники! Рады предложить вам прогулку по архитектурным местам Белгорода.

Вы наверняка слышали слова вроде «готика» и «барокко», «экстерьер» и «капитель». Но одно дело – читать об этом в книгах, и совсем другое – видеть примеры своими глазами и иметь возможность прикоснуться к ним рукой. Мы любим свой город, хорошо знаем его и с удовольствием поделимся знаниями с вами. Добро пожаловать!

Архитектура Белгорода неоднозначна. Здесь гармонично уживаются старинные дома с новыми зданиями. А в центре и на окраинах можно встретить памятники архитектуры самых разных стилей. Заметим, что в Белгороде нет районов, где собраны старинные здания. Большинство из них – в центре города, своим обликом они напоминают о былых временах, привнося в современную жизнь немного «духа старины».

Сегодня мы с вами попытаемся прочитать историю и расшифровать загадки Белого города по его архитектуре. Начнем прогулку в районе железнодорожного вокзала, откуда направимся в центр. Завершится экскурсия в районе Харьковской горы, на смотровой площадке, с которой открывается потрясающий вид.
Железнодорожный вокзал
Итак, наш маршрут начинается с железнодорожного вокзала. Судьба этого вокзала непроста. В 1870 году, когда построили первое здание, тут было паровозное депо, водокачка и пассажирские платформы. Сейчас увидеть их можно только на старых фотографиях. Вокзал перестраивался, разрушался и строился заново не один раз. В 1904 году Белгород посетил Николай II. Именно ж/д вокзал стал местом его торжественной встречи.

Кстати, здание было одним из немногих, уцелевших во время гражданской войны. Но, к сожалению, оно было разрушено во время Великой Отечественной. Современный облик вокзала спроектирован харьковскими архитекторами в 80-х. А в 2012 году закончилась большая реконструкция: отремонтировали фасад и пригородный зал, появился новый перрон. Теперь это современное двухэтажное здание из металлических опор, бетонных боковых стен и широкого стеклянного фасада. Крытый переход соединяет здание вокзала с девятиэтажным зданием – администрацией.

Напротив вокзала нас встречает шестиметровый бронзовый памятник генералу Иосифу Родионовичу Апанасенко, который погиб под поселком Томаровка в день освобождения Белгорода. Это первый в Белгороде скульптурный памятник военной тематики.
Мы продолжаем прогулку. От вокзала пройдем до филармонии, а по пути зайдем на улицу Вокзальную. Там расположен музей, необычный по форме и любопытный по содержанию. Это музей-паровоз под открытым небом. Три старинных вагона представляют три эпохи Белгородской Юго-Восточной железной дороги. Сейчас локомотив закрыт для посещения, двери в него заварены, а вот в вагонах разместилось более тысячи предметов.

Паровоз является не просто привлекающим внимание городским объектом, это, в первую очередь, музей Юго-Восточной железной дороги. Почему же именно он выбран в качестве памятника? Дело в том, что паровоз ЭМ 737-62 первым доставил войска и боеприпасы по «Дороге мужества» во время Великой Отечественной войны («Дорогой мужества» называется железнодорожная линия Старый Оскол – Сараевка, построенная в 1943 году при подготовке к Курской битве). Раньше этот колоритный поезд стоял рядом с ДК железнодорожников. В 2007 году советский ДК переродился в красочную Белгородскую филармонию. Соседство железнодорожной истории с очагом культуры городские власти посчитали неприемлемым и переместили поезд-музей на улицу Вокзальную.
Мы не без причины заговорили о филармонии, ведь она занимает особенное место в культурной жизни Белгорода, а здание привлекает внимание нетипичной для города формой. Давайте рассмотрим экстерьер поближе.
Белгородская государственная филармония
Простые линии и фигуры, зеркальная поверхность, стеклянно-зеркальная мозаика и необычные конструкции говорят о том, что перед нами здание в стиле хай-тек. Если присмотреться к фасаду, можно заметить, что он олицетворяет звуковые волны. Филармония основана в 60-х как концертно-эстрадное бюро. Сегодня это целых четыре зала: большой концертный, малый зал, органный зал и конференц-зал. Здесь выступал Дмитрий Хворостовский, пианист Денис Мацуев, а также Владимир Спиваков с оркестром «Виртуозы Москвы».
Народный бульвар
Перейдя через дорогу, мы окажемся на одной из старейших улиц города – Народном бульваре. Это место – музей под открытым небом: каждый квартал бульвара рассказывает об определенной эпохе в истории Белгорода.
Памятники
В начале бульвара, напротив филармонии, мы видим памятник царю Федору Иоанновичу. Фигура появилась неспроста: 420 лет назад, в 1596 году, именно по его указу была построена Белгородская крепость. Памятник создан из силумина – недорогого прочного сплава, устойчивого к коррозии. Мастер работал над памятником три года. Скульптуру отлили в Москве в мастерской Клыкова.

Недалеко от государя установлен памятный знак в честь 300-летия Полтавской битвы. Его открыли в 2009 году в память о ратных подвигах воинов Белгородского пехотного полка. Бронзовый медальон диаметром 76 см и весом 200 кг закреплен на 10-тонном камне. Эскиз знака разработан скульптором Тарасом Костенко.

Друзья, предлагаем продолжить экскурсию и вместе с нами отправиться в один из самых богатых особняков города с двухсотлетней историей. Пройдем мимо памятника 300-летия Полтавской битвы по улице Белгородского Полка и повернем направо на Преображенскую, к Литературному музею.
Белгородский государственный литературный музей
И вот мы оказались у дома купца Селиванова, где сейчас располагается Литературный музей. Самое старое гражданское здание города построено во второй половине XVIII века. Это двухэтажный каменный дом с мезонином и цокольным этажом. Часть элементов архитектуры, к сожалению, утрачена. Эксперты относят стилистику дома к провинциальному классицизму. Скорее всего, усадьба изначально занимала весь квартал, а потом сократилась до половины общей площади. Планировка XVIII века была анфиладно-зальной: в ней отсутствуют коридоры и помещения располагаются последовательно, одно за одним.

Дом Селиванова стал одним из первых каменных гражданских зданий. В 1786 г. среди полутора тысяч белгородских дворов таковых насчитывалось лишь десять. Только этот факт уже говорит об исторической ценности. В центре главного фасада расположен портик с четырьмя колоннами и фронтоном, разомкнутым аркой. По краям фасада мы видим выступы, идущие по всей высоте – ризалиты. Верхняя их часть – ниша, украшенная лепным орнаментом. Под кровлей – широкий зубчатый карниз. Раньше дом был богато украшен лепниной и даже статуями. Однако если посмотреть старые фото, заметно, что после каждого ремонта что-то исчезало, а что-то упрощалось.

В XX веке состояние дома заметно ухудшилось: колонны утратили единую геометрию, рассыпались, текла крыша, стали гнить перекрытия. В начале 60-х было решено начать реставрацию. К сожалению, она значительно упростила экстерьер: фронтоны сделали из силикатного кирпича, для кровли использовали шифер. К восьмидесятым в интерьерах уже почти ничего не напоминало о старине. Кафельные печи заклеили обоями, на полу и стенах – бутерброд из нескольких слоёв. Но все же немного исторической лепнины осталось на карнизах и розетках, кроме того, были две антикварные хрустальные люстры. Нынешний облик здание получило в 1999 году. Здание было «раздето» до кладки и преобразовано под руководством архитекторов. К счастью, некоторые элементы архитектуры были восстановлены (вновь прорезаны заложенные окна, кровля стала железной, восстановлены кованые элементы портика). Но при этом «потеряли» значительную часть художественного декора, часть из которого была исторической, часть – воспроизведенной по сохранившимся образцам.
Интересные факты

В усадьбе был свой небольшой «подземный ход». Подвальное помещение особняка соединялось переходом с винным погребом, находившимся в стороне. Эта связь была утеряна уже в ХХ в. из-за обрушения.

После последней реставрации колонны фасада были оформлены капителями коринфского ордера (один из трёх греческих архитектурных ордеров, представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта). На фоне утраты части лепнины они значительно украсили здание, и были близки историческому варианту. Однако через несколько лет капители демонтировали, и сейчас дом Селиванова выглядит простовато, без особых изысков, хотя всегда считался одним из самых роскошных и богато украшенных особняков города.

Друзья, предлагаем вам продолжить знакомство с архитектурой нашего города и пройти по улице Князя Трубецкого.

Улица Князя Трубецкого
Эта улица названа в честь первого белгородского губернатора. Именно при Юрии Трубецком в 1730 году был утвержден герб Белгородской губернии. Наш регион одним из первых обратился к истории края и увековечил память о губернаторе: на пересечении с Народным бульваром мы видим памятник Трубецкому. «Бронзовый губернатор» установлен на цилиндрическом постаменте из серого гранита. В правой руке он держит свиток, на котором запечатлен белгородский герб, в левой руке – шпагу, символ мужества и власти. Авторами скульпторы стали Шишков, Трофименко и архитектор Хромов.

Друзья, мы приближаемся к пересечению Народного бульвара с улицей Чумичова. Прямо перед нами – скульптурная композиция «Ника» – символ победы армии на Белгородской земле во время Великой Отечественной. Металлическая скульптура возвышается на шестиметровом шпиле с 1984 года. Автор работы – известный белгородский скульптор Анатолий Шишков.

Справа от «Ники» мы видим здание советской эпохи, которое до сих пор называют «Новый дом быта». А раньше, с дореволюционных времен, на этом месте были воинские казармы, которые краеведы окрестили «Екатерининскими». В 1787 году «в доме на углу улиц Новоселовской и Магистратцкой», который находился именно на этом месте, Екатерина II оставалась в Белгороде на обратном пути из Крыма. Видимо, с тех пор этот дом прозвали еще и Екатерининским.
Продолжаем гулять по Народному бульвару и беседовать о достопримечательностях Белгорода.

Одна из них – памятник Ленину. Бронзовая скульптура давно знакома белгородцам – в 1957 году она была установлена на центральной площади. Авторы памятника – народный художник Георгий Нерода и архитектор Исидор Француз. В год 70-летия Курской битвы (в 2013 году) было решено перенести памятник, а на его месте установить стелу « Город воинской славы».
Гимназия № 9
Пройдем немного вперед. У женской гимназии XIX века мы видим еще одну скульптуру. «Учительница первая моя» сделана из бронзы, а доска и парта – металлические. Планировалось, что доска за спиной учительницы будет черной, и любой желающий сможет что-нибудь написать на ней. Но автор, Тарас Костенко, побоялся, что так памятник скоро испортят. В итоге от доски осталась только рама, а в есто двоих ребятишек за партой остался сидеть лишь Вовочка. Вы можете сесть рядом с ним и вспомнить свои школьные годы. А еще сделайте фото на память о прогулке по Народному бульвару.
У памятника учительнице мы видим здание из красного кирпича – это гимназия № 9. В 1904 году на этом месте купец Мачурин решил построить учебное заведение для девушек. Эклектичная постройка в три этажа украсила центр города, а школа стала местом, где могли учиться только девушки из обеспеченных семей. В начале XX века в здании находился педагогический техникум, затем военный госпиталь. Сейчас это памятник архитектуры в русском стиле с элементами классицизма – настоящее украшение города.
Универмаг Белгород
Место, где стоит универмаг «Белгород», ранее именовалось районом колхозного рынка. В 1981 по задумке архитектора Михалёва построили современный общественный центр. Универмаг быстро стал одним из новых городских символов: именно тут появился первый в городе эскалатор. А название «Белгород» вызывало гордость за родной город.

Здание было построено в типичном для универмагов 80-х стиле – скромно, без излишеств и украшений. Внимание привлекал символичный фонтан «Донец и Везелица» на месте нынешней парковки. Несмотря на то, что он полюбился белгородцам, в 2005 году при реконструкции универмага его убрали. Современное здание в стиле хай-тек появилось в 2008 году. Площадь выросла в два раза, центральный вход перенесли, убрали ступенчатый подъем, добавили этаж в цоколе, открылись новые магазины. А «Донец и Везелицу» заменили простым маленьким фонтаном с подсветкой.
Предлагаем продолжить прогулку по Народному бульвару у памятника челнокам. Стоит он в самом подходящем для него месте, неподалеку от городского рынка. Авторы композиции – Тарас Костенко и скульптор из Харькова Дмитрий Иванченко. У белгородцев есть примета: если покрутить колесо тележки челнока и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Предлагаем вам сделать фото, загадать желание и продолжить прогулку по улице Попова.

Вообще наш город можно назвать рекордсменом по самым оригинальным памятникам. Где еще можно встретить монументы дворнику, учительнице, бабушке, «челноку»? Пройти мимо них просто невозможно! Любопытно, что большинство скульптур выполнены одним человеком – художником Тарасом Костенко.

Мы подошли к пересечению улиц Попова и Преображенской. Именно тут находится главный храм города – Преображенский собор.
Преображенский собор
Многие не знают, что до начала XIX века Белгород был центром митрополии. Здесь находилась резиденция митрополита и духовная семинария. От былого православного Белгорода современному досталось скромное наследство в виде Покровской и Кладбищенской церквей, а также Успенско-Николаевского, Смоленского и Преображенского соборов. Да и не снесли их, в основном, из-за стечения обстоятельств.

Преображенский собор основан на средства прихожан на месте обветшавшего деревянного храма. Храм построили в 1813 году в стиле русского классицизма. Открытие было приурочено к победе над войсками Наполеона. Это крестово-купольный четырехстолпный с одночастной прямоугольной апсидой и одноярусной колокольней храм. У помещения есть сводчатые перекрытия, которые сообщаются через арочные проемы. Архитектор – харьковчанин Евгений Васильев.

Интересно, что во время войны храм был затронут бомбами, но уцелел. Во время войны практически весь Белгород был разрушен. По данным на 1943 год, из 3 420 городских зданий половину невозможно восстановить, 35% требуют капитального ремонта и 15% – текущего ремонта.
Бывшая мужская гимназия (теологический факультет)
Еще одно из уцелевших во время войны зданий – бывшая мужская гимназия, а ныне Институт теологии имени свв Мефодия и Кирилла НИУ БелГУ. Расположена напротив Преображенского собора. Мужская гимназия Его Королевского Высочества Герцога Альфреда Эдинбургского построена в конце XIX века на средства городской общественности и земства. Первые пять лет гимназия размещалась в доме купца Селиванова.

Позже было построено новое здание на Георгиевской площади (теперь это улица Преображенская). Курировал стройку Новиков Александр Александрович – зав. хозяйственной частью города. Он же руководил строительством женской гимназии на Народном бульваре.

Это строгое и элегантное здание построено в эпоху эклектики: формы псевдоготики сочетаются с псевдорусским стилем и классицизмом, популярном среди архитекторов того времени. Строение двухэтажное, с полуподвалом. В основе – коридорный тип с помещениями по обеим сторонам. В центральной части размещена металлическая лестница художественного литья. На главном фасаде мы видим три ризалита (часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания).

Центральный из них – самый большой, он решен более торжественно. Высокий трапециевидный фронтон (завершение фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания) декорирован архитектурным пояском с колонками, в центре – три больших арочных окна, вход акцентирован порталом.

Дополняют красоту здания оконные наличники, лопатки и пышно декорированный карниз.
Здание департамента образования
По соседству со зданием гимназии мы видим департамент образования. На фоне памятников архитектуры здание выглядит неприглядно, хотя имеет интересную историю: в XIX веке этот «пятачок» считался административно-торговым центром города. Позже здание было перестроено и расширено, однако в нем все еще можно увидеть ограждения лестницы, кафель на полу и перекрытия в подвале времен XIX века.
Соборная площадь
Мы продолжаем наше путешествие. Обойдем Преображенский собор и спустимся по улице Попова. Мы подходим к центральной площади города – Соборной. Это место, где расположился классический архитектурный ансамбль. Формированием и застройкой площади занимался член Союза архитекторов СССР Виталий Лимаренко. В 1956 году здесь был построен Дом Советов, который сейчас известен как Дом правительства. Через год в центре появилось здание департамента агропромышленного комплекса. А через 6 лет построили театр имени Щепкина.
Предлагаем рассмотреть его поближе. Четкость линий, симметрия, лаконичный декор говорят о том, что это здание в стиле классицизм. Кроме того, мы видим обращение к формам античности: портики, колоннады, статуя на крыше. Вообще классицизм берет начало из античности, а у нас он ассоциируется еще и с дворцами Санкт-Петербурга. И, конечно, такие здания стали настоящей «изюминкой» нашего города.

Слева от театра построена часовня в неовизайтиском стиле. Архитекторы пытались создать эффект роскоши: об этом говорят вычурность и пышность фасада. Мраморная, украшенная аркадами на барабане купола часовня на фоне общей стилистики выглядит причудливо.

На противоположной стороне Соборной мы видим Дом правительства, слева от него – гостиница «Белгород». Оба здания построены в 50-х, когда город возрождался из пепла после военных времен.

Острая необходимость в строительстве гостиницы появилась в связи с открытием новой трассы Москва – Симферополь, советским людям, путешествующим на юг, негде было останавливаться на ночлег, и в 1956 году было принято решение об открытии первой гостиницы в городе. В 1961 году к гостинице добавилось пристройка – то место, где сейчас ресепшн. С 1997 по 2000 гостиница закрылась на реконструкцию, к зданию добавился 5 этаж с куполом, внешняя отделка изменилась в направлении стиля модерн, фасад обновили свежей двухцветовой гаммой, отремонтировали номера. С 2000 и по сей день гостиница продолжает принимать гостей. В восточной части Соборной площади расположено здание городской администрации. По задумке архитектора Николая Васильева Дом Советов (раннее название) должен был стать центральной фигурой и возвышаться над окрестными зданиями. Надо отдать должное Васильеву: ему удалось совместить и монументальность, и строгость линий, и нетипичную для советского неоклассицизма сдержанность. Строительство было завершено в 1956 году.
Музейная площадь
Друзья, предлагаем вам перейти на не менее интересную Музейную площадь. Она находится между тремя музеями: краеведческим, художественным, музеем-диорамой.

В XIX веке это место считалось южной окраиной города. В начале улицы Попова возвышались царские столбы, установленные в честь визита Екатерины II и Александра I. Сверху они были увенчаны двухглавыми орлами. Еще пара обрамляла дорогу на северной окраине города. Эти въезжие столбы были утрачены еще в начале прошлого века. В 2007 году по инициативе мэра один из столбов был воссоздан, чтобы украсить площадь.

Рядом с ним мы видим Белгородский историко-краеведческий музей. Он был открыт в 1924 году как филиал Курского губернского музея и находился в бывшем мужском Троицком монастыре. Архитектор – Владимир Вишневский, автор проектов Дворца бракосочетаний и Дома печати. Причудливые формы и изгибы, плавно-округлые и жестко очерченные формы в экстерьере подсказывают, что это стиль авангард.

На площади также находится Белгородский историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», главный военный музей города. В День Победы 1985 года он принял первых посетителей. Главной достопримечательностью музея является диорама «Огненная дуга», посвященная Прохоровскому танковому сражению. «Диорама» – это музей одной картины. Очень большой картины: размеры полотна достигают 15 метров в высоту и 67 метров в длину. Проект здания музея разработан институтом «Белгородгражданпроект». А его форма символично напоминает обозначение Курской дуги.

Между краеведческим музеем и музеем-диорамой установлен памятник погибшим в Афганистане. Авторы – скульптор Анатолий Шишков и архитектор Виталий Галай. Памятник выполнен в виде афганского строения – дувала. Проем с каждой стороны символизирует очертания шлема Александра Невского. В центре пантеона на гранитном кубе установлен Православный крест. Следующая точка нашего маршрута – художественный музей. Чтобы пройти к нему, подойдем ко Въезжему столбу и повернем направо по улице Попова.
Белгородский художественный музей
Этот музей – яркий пример современного модерна в Белгороде. Новое здание было построено в 2007 году по проекту Виталия Перцева и Вячеслава Турченко.

Рекомендуем вам заглянуть на выставку и рассмотреть интерьер музея: тут и изогнутые очертания стен, и богатый декор из резного дерева, цветное стекло и кованый металл. Авторы использовали классические приемы стиля «русский модерн». Это действительно эстетически красивое, яркое здание. Радует, что и у нас в области сохранились как исторические образцы модерна, так и новые архитектурные постройки, использующие его мотивы. К Музейной площади примыкает парк Победы – любимое место для прогулок у белгородцев.
Парк Победы
Вообще, проект центрального парка на этом месте появился уже после войны, когда началось восстановление города, но только все откладывался. Зато регулярно менялись планы по его содержанию. Так, в начале 1950-х парк задумывали больше: по двум берегам Везелки между автомостами плюс территория драмтеатра.
Стела у входа в парк
У входа в парк со стороны Театрального проезда есть памятная стела в честь награждения Белгорода орденом Отечественной войны I степени. Жители настолько привыкли к памятнику, что на него уже и не обращают внимания. А зря: это необычное для города сочетание форм и техник. А ещё это самый первый памятник в парке, с него парк Победы и начался.

В 60-х это была каменная стена с рельефными панно. Автор – Рафаэль Волынский. Через 20 лет стена превратилась в стелу из двух монолитных треугольников и выразительного акцента – штыка от винтовки. Рельеф выполнен из различных камней, стекла, смальты. Это единственная в своем роде «объемная мозаика» в городе. Сюжет рельефа типичный – освобождение Белгорода. Сейчас обратная, южная сторона стелы оштукатурена и окрашена. Именно в этом и кроется главный секрет монумента. Раньше здесь тоже было панно, но так как стелу увеличивали в два раза, памятник пришлось сделать толще.

На спрятанном панно изображен солдат на посту. Справа – список частей и соединений, принимавших участие в освобождении Белгорода.

Предлагаем вам немного отдохнуть, выпить кофе и продолжить прогулку по архитектурным местам. Пройдем прямо по улице Победы и повернем налево.
ЗАГС
Мы подошли к стенам к ЗАГСа. По проекту 80-х это здание значилось как «промышленно-бытовая вставка между домами». А все потому, что в Москве прошла Олимпиада, в которую вложили немало средств. Поэтому власти решили запретить строительство в стране помещений соцкультбыта. Однако желание построить в Белгороде Дворец бракосочетания, непохожий на других, было огромным. По задумке архитекторов здание напоминало храм. Тогда и называли его «храмом любви». Автор проекта Владимир Вишневский использовал принципы храмовых построек на Руси в стиле славянских церквей. После этого многие города СССР за основу своих Дворцов бракосочетания брали именно «белгородский проект».

В 2006 году здание отремонтировали: появилось гранитное покрытие пола, мебель в светлых тонах и красивая мраморная лестница. Такой интерьер пришелся по вкусу сотрудникам ЗАГСа: говорят, что атмосфера делает церемонию еще торжественнее.
Аллея дружбы и фонтан
Пройдя через арку и повернув налево, мы пройдем к аллее Дружбы. Здесь находится одно из самых антуражных украшений города – старинный фонтан. Его можно легко узнать на открытках Вейнбаума начала XX века. В «молодости» фонтан был совсем небольшим – около двух метров в диаметре, и с тех пор он изменился. В тридцатых годах он украшал новый городской сад рядом с памятниками Ленину и Сталину.

Со временем фонтан ремонтировали, восстанавливали, и до XXI века дожил только круглый бассейн из металла. Только в 2013 году этот ценный артефакт нашел достойное место. Фонтан модернизировали, установили светодиодную подсветку, а название он получил «Пасхальный», так как его открытие совпало с праздником.

Пройдя по аллее, мы увидим металлическое дерево, созданное методом пламенной резки на одном из белгородских предприятий. На каменных постаментах расположены металлические листья с гербами городов-побратимов Белгорода. Рядом мы видим и столб с указателями расстояний до них. Советуем вам ненадолго задержаться здесь и сделать пару фотографий у фонтана. Вечером, когда включают подсветку, он выглядит волшебно.

Друзья, наша экскурсия продолжается знакомством с одним из самых исторически важных зданий на Гражданском проспекте. От металлического дерева повернем направо и пройдем несколько метров.
Орион
В 1910 году «Орион» совсем не был похож на современный. Здание состояло из двух домов: бывшего театра «Орион» (западная половина здания) и примыкающего к нему двухэтажного дома, который был несколько ниже театра и имел другую архитектурную форму. В этом доме, по воспоминаниям старожилов, в 30-х находились универмаг, гастроном, винно-водочный магазин, потом и бильярдная.

Первые этажи зданий разделялись проходом во двор, а над ним был устроен эркер – каменный прямоугольный остекленный выступ с куполом наверху и двумя полукруглыми балконами по бокам, который соединял здания.

Интересно, что раньше в здании был довоенный городской театр – популярное место в городе. К сожалению, во время войны здание «Ориона» было почти разрушено. После частичного ремонта театр продолжил работу. Сейчас в здании «Ориона» располагается музей народной культуры. Продолжим прогулку по Гражданскому проспекту. Пройдем немного вперед, пересечем улицу Николая Чумичова и остановимся у двухэтажного дома под номером 41.
Нумера Вейнбаума
В старину этот дом в Белгороде знали все. Да и сегодня многие пожилые белгородцы по старинке называют областное управление культуры «Домом Вейнбаума». Еще в 70-х на западном торце под крышей проступала надпись «Типография и магазин Вейнбаума». До революции тут были гостиные номера, магазин и типография известного в городе купца Александра Вейнбаума. В этом же здании был аптекарский магазин провизора Когана. В советское время гостиные номера Вейнбаума довели до плачевного состояния: не было денег на ремонт. Во дворе дома образовалось грязное болото, откуда постоянно тянуло сыростью, стоял неприятный запах и квакали лягушки. Все это отталкивало гостей Белгорода от поселения в номерах.

В конце 80-х, когда по городу прошла волна разрушения старинных зданий, нависла опасность и над этим памятником истории. По замыслу главного архитектора, на его месте планировалось построить пятиэтажный дом. Однако под давлением общественности ему пришлось уступить. Как альтернативу он предложил дом снести, но сохранить фасад, который перешел бы в переднюю стену нового дома. Горожане снова возмутилась: мол, как только начнут забивать сваи, стена треснет и рухнет. Для спасения дома было приложено немало сил. И после проведенной реставрации он снова украшает современный город. Это редкий для Белгорода образец здания периода эклектики, в архитектуре которого использованы мотивы классицизма. Сначала на фоне небольших строений уездного Белгорода он выделялся своими размерами, сейчас – радует своей стариной и индивидуальностью.

Тем временем мы продолжаем нашу прогулку по маршруту архитектурного Белгорода. Подойдем к Смоленскому собору, расположенному напротив номеров Вейнбаума.
Смоленский собор
Как и другие белгородские постройки в стиле барокко, он вобрал в себя черты русской архитектуры. Так, столпы, переходящие в своды внутри храма, – прием, характерный именно для русского зодчества. Игра объемов здания, динамичность форм, увеличенные элементы, например, двухэтажная овальная апсида (элемент, который перекрывается полукуполом или полусводом. Чаще всего этот термин применяется для обозначения пристроенных объемов с алтарем в архитектуре православных культовых зданий) – решения, присущие именно барокко.

В начале XVIII века на этом месте стояла деревянная Смоленская церковь. Однако она просуществовала недолго и вскоре сгорела. После нее был заложен двухэтажный каменный собор. В XIX веке здание основательно перестроили. Перед главным входом сделали каменную пристройку, убрали боковые лестницы и арочные проемы.

В советское время на втором этаже был краеведческий музей, а на первом – склад, в который накануне войны свалили 20 вагонов соли. Из-за этого сильно повредились стены. Во время Великой Отечественной с крыши и колокольни отстреливались гитлеровцы. При штурме города собор пострадал, но выглядел вполне удовлетворительно. Отчасти из-за необыкновенно крепкой кладки стен толщиной почти в два метра.

После войны городские власти дважды пытались взорвать «не подлежащее восстановлению здание». За сохранение храма боролись белгородцы. Их усилия были не напрасны: в 80-х началась реконструкция. В 1996 на колокольню храма подняты уникальные колокола – работа современных русских мастеров.

На этом предлагаем закончить обзор старинных зданий и немного узнать о современной архитектуре города. От Смоленского собора пройдем по улице Николая Чумичова и повернем налево.

Впереди вас ждёт Новый мост, который приведет нас к памятнику князю Владимиру.
Смотровая площадка
Мы находимся в самом молодом и большом районе города – Южном. Он вырос на склонах большого холма, который в народе называют Харьковская гора. В позапрошлом веке на этом месте стояло несколько ветряных мельниц и пролегала булыжная дорога, ведущая в сторону Харькова.

Застройка Харгоры началась в 1967 году, спланированы первые улицы, одной из которых было присвоено имя председателя Белгородской думы 1917 года Петра Костюкова. Другая улица была названа в честь дня освобождения Белгорода – 5 Августа. На этих улицах построили первые пятиэтажные панельки в городе. Главным архитектурным сооружением на ул. Костюкова, определившим впоследствии архитектурный облик всей Харгоры, стал Технологический институт.

Первые кирпичные 12-этажки в Белгороде появились на Харгоре на проспекте Ватутина и ул. Королева. Застройка этих улиц началась в 80-е. Тогда же на пересечении улиц Щорса и Королева был заложен сквер и установлено колесо обозрения, с которого открывался чудесный вид. Теперь на месте колеса стоит деревянный Храм Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии.
Памятник Князю Владимиру
В заключительной части прогулки мы полюбуемся городом со смотровой площадки около памятника князю Владимиру. Памятник князю Владимиру – один из символов православного города. Это самый большой монумент в Белгороде и одновременно самая большая в мире композиция в честь крестителя Руси. Открыт и освящен в 1998 году. Авторы – скульптор Вячеслав Клыков и архитектор Василий Перцев.

Памятник состоит из трех изобразительных ярусов. Нижний ярус – четыре шестиугольных горельефа, второй – четыре однофигурных горельефа и третий – собственно фигура князя. На горельефах (вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма) изображены православные святые и русские воины. Символична фигура князя. В правой руке – крест как символ благословения, левая рука опирается на щит, символизируя защиту и покровительство православным. Памятник изготовлен из меди, в технике выколотки на Калужской скульптурной фабрике. Высота памятника – 22,5 метра. На сооружение памятника ушло свыше 1,5 тонн меди.

Здесь, на смотровой площадке, которая возвышается, как белый корабль, на фоне голубого неба, мы и заканчиваем нашу экскурсию «Белгород архитектурный». Предлагаем вам не упускать момент и полюбоваться городом. Отсюда открывается прекрасный вид на Белгород, белоснежные высотки и здание университета с золотым куполом обсерватории. Надеемся, что экскурсия была интересной, ждем вас и на следующих маршрутах.
© 2021 ООО «Медиа Сервис». БЕЛГОРОД. КУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН. Все права защищены.